Friday, March 26, 2010

Танец, покоряющий сердца

Эстония отметила свой День независимости в Хельсинки танцевальным представлением Opus Tempus. Подготовка к празднованию Дня независимости Эстонии началась в Хельсинки еще осенью. Сначала нужно было выбрать день, когда будет организован прием в посольстве, – причем подгадать так, чтобы он не пересекался ни с одним другим важным событием или знаменательной датой в Финляндии. К сожалению, нельзя проводить прием 24 февраля, поскольку аккредитованные в Эстонии, но резидирующие в Хельсинки послы, а таких наберется приличное количество, в этом случае не могли бы присутствовать на приеме у президента Эстонии. В Финляндии возникла достойная традиция в этот день вспоминать тех, кто погиб в борьбе за независимость Эстонии, возлагая венки на их могилы на кладбище Мальми и в Староцерковном парке.

Так что наш выбор пал на четверг 25 февраля, день, куда более подходящий для приема, чем понедельник или, например, пятница. Помимо напитков и закусок, каждый год мы радуем гостей, пришедших на день рождения эстонского государства, приличествующим случаю культурным мероприятием. Два года назад таким музыкальным подарком Финляндии был скрипичный концерт Хелены Тульве, а также концерт Арво Пярта, Эркки-Свена Тюйра и других современных эстонских композиторов в исполнении Таллиннского камерного оркестра во Дворце Финляндии. В прошлом году Таллиннский городской театр радовал глаз и слух собравшихся в зале церкви на Храмовой площади представлением «Песни эстонского театра» .

В этом году мы решили привезти в Хельсинки современный эстонский танец –как известно, в этой стране культура (современного) танца высоко ценится и развивается на хорошем международном уровне, и далеко не только в лице хумппы или йеньки. Мы связались с Объединением независимого танца в Эстонии, и вскоре стало ясно, что „Opus Tempus“, созданный хореографами Мари Мяги и Кайей Линдали на музыку Моники Маттизен, это как раз то, что нужно, чтобы покорить Хельсинки.

Начались переговоры с постановщиками, поиски места выступления и спонсоров. Естественно, не все шло гладко. Театральные залы обычно разбронированы на год-два вперед, особенно в Хельсинки. А в театре «Савой», который был как раз свободен в нужный нам день, мы столкнулись с неожиданным препятствием – слегка наклоненная в сторону публики сцена могла не подойти для данного представления, поскольку во время него вместе с публикой двигаются столы, пюпитры, музыкальные инструменты... Постановщики решили прибыть на место и лично все проверить при помощи приспособления, напоминающего роллер. Его установили на сцене – секунда тревожного ожидания и огромное облегчение – не покатился! Устояло приспособление и тогда, когда на него положили груз. Мы были просто счастливы, поскольку найти другой столь же хороший, только что отремонтированный, оборудованный современными звуковыми и световыми установками зал нам бы точно не удалось.

Время летело, подготовка шла, и вот наступило 25 февраля. Прием в посольстве прошел привычно гладко, посол Мерле Паюла и военный атташе Пеэтер Лянс, правда, пожали в два раза меньше рук, чем президент Ильвес днем раньше в Тарту, но больше гостей просто не поместилось бы в наши представительские помещения. Куда больше мы волновались за театральную публику – в «Савое» 700 мест, из них 200 на балконе, и было бы жаль видеть жидкие ряды зрителей. Приглашение на представление получили все гости посольства, а также широкий круг друзей Эстонии, но практика показывает, что на мероприятие приходит только половина всех приглашенных.

Чтобы не полагаться на волю обстоятельств, мы связались с местным рупором и лидером общественного мнения – «Хельсингин Саномат». С помощью нашего доброго друга мы вышли на редактора раздела культуры, интересующегося современным танцем, который за день до представления призвал всех, кто интересуется театром и танцем, посмотреть „Opus Tempust“. К статье любезно прилагался номер информации посольства. То, что случилось потом, поразило: честно говоря, мы давно не принимали такого количества возбужденных речей, а, что самое приятное, мы могли пригласить всех желающих на наше представление.

Танцоры, художники и техники прибыли еще накануне вечером, музыканты приехали утром и весь день работали в театре, клавесин и арфу мы позаимствовали в Хельсинки. У шофера посольства хватило нервов и сил, чтобы в нужное время доставить в нужное место музыкальные инструменты, исполнителей и собственных сотрудников. В то время, когда часть наших коллег еще провожала в посольстве последних гостей, мы уже встречали первых приглашенных в театре. По финской традиции лучше прийти на место на часик раньше, чем на четверть часа позже. И гости прибывали, и прибывали, пока зал не наполнился.


Сами создатели „Opus Tempust“ называют свое творение сюрреалистической игрой цветов и форм, где музыканты танцуют, а танцоры музицируют и все поставлено с ног на голову. И все было именно так, в прямом смысле слова, танцоры и музыканты образовали захватывающий сплав, за которым можно было следить, не отрываясь. Такого же мнения придерживался журналист «Хельсингин Саномат», который писал на следующий день: Viehättävät näyt ovat kuin Avarasta luonnosta sykkivine merivuokkoineen ja eriskummallisine alkueläimineen. Näyttämökuva on kaiken aikaa tavattoman esteettinen olematta silti tippaakaan äitelä. Se on paikoin silkkaa dadaa.


Лийза Оявеэр и Андри Руумет
Посольство Эстонии в Хельсинки
Фото: Тоомас Деттенборн

No comments:

Post a Comment