Sunday, November 15, 2009

Чешская осень 2009: о пиве и не только

В утреннем потоке новостей в глаза сразу бросается коротенькая экономическая новость: в первом полугодии 2009 года продажи пива в Чешской республике упали на 5,4%. Если бы речь шла о другой стране, то эта новость так и осталась бы сухой статистикой, но в Чехии она имеет куда более глубокое значение. Здесь это означает ощутимые изменения в жизни рядового гражданина или, по крайней мере, то, что, опасаясь этих изменений, этот гражданин изменил своим привычкам. За всем этим стоит экономический кризис.

Пиво и его потребление занимают свое прочное место в картине жизни обычного чеха. У чешской «пивницы» или «хостинецы» совсем иное историческое значение, чем у эстонской сельской корчмы. Чешская пивная это не только то место, где пьют и веселятся, это то место, где чехи на своем языке впервые начали обсуждать важные для них вопросы. В XIX веке пивные сыграли важную роль в пробуждении национального самосознания чехов.

Конечно, сегодня пивные, которые теперь чаще называют не «пивницами» и «хостинецами», а «рестарацеми», уже не играют столь значительной общественной роли, но чехи по-прежнему обсуждают там свои дела, а кружка или бутылка пива является непременным атрибутом трапезы. Эти традиции поддерживает и налоговая политика. Один из самых низких пивных акцизов в Евросоюзе делают пиво в Чехии в два раза более дешевым для потребителя, чем в Эстонии. Благодаря открытому рынку Чехия может покупать и зарубежные сорта пива, но объемы продаж последних не идут ни в какое сравнение с местными марками – чехи хранят верность качественному местному пиву. Хотя на деле в результате приватизации большинство чешских пивных заводов перешли в руки иностранных владельцев.

Так, например, Plzensky Prazdroj a.s., производящий знаменитый и в Эстонии тоже Pilsner Urquell, к удивлению многих принадлежит Южно-Африканским Пивоварням, которые кажутся нам жуткой экзотикой. Из крупных производителей приватизации ждет только Budejovicky Budwar n.p., благодаря которому получила свое название самая известная в США марка пива Budweiser или Bud. Но все эти хитросплетения и изменения не беспокоят местного поклонника пива, который убежден, что пиво правильного вкуса может быть только в бочке. Такое по-чешски называют točene pivo. Переливание пива в стеклянные бутылки такие гурманы считают неизбежным злом, а пластиковые бутылки и канистры подходят только для начинающих. В 2008 году средний чех выпил 158 литров пива, что является первым показателей по Европе.

В 2009 году о политике за пивом рассуждали больше, чем когда-либо раньше. Причиной этого была не столько роль Чехии как председателя Европейского союза, которая оставила большинство чехов достаточно равнодушными, сколько внутриполитический кризис, от которого пострадало и то самое председательство. Прямым следствием кризиса является и тот факт, что в Чехии сегодня правит временное или переходное правительство. Осенью горячей темой стало сопротивление чешского президента Вацлава Клауса Лиссабонскому договору. То, что это сопротивление преподносилось как защита национальных интересов, позволило удержать популярность президента на на удивление высоком уровне.

Нынешнее десятилетие в чешской внутренней политике было эпохой противостояния двух крупных партий: правого Гражданского демократического союза и левых социал-демократов. Приправой к идеологическим разногласиям этих партий служили личные противоречия их руководителей, а также многочисленные скандалы. Постоянно находились и политические перебежчики. В результате чешский обыватель думает о своих политиках примерно то же, что и эстонский о своих. Все же есть и различия, и это в первую очередь разнообразие освещения внутриполитических вопросов в прессе. Часто чешские газеты печатают очень дельные анализы происходящего, на хорошем уровне рассматривают внутреннюю политику и ведущие общественно-правового телевидения. Это, а также то, что в партиях подрастает новое поколение и в конкуренцию включаются новые партии, позволяет верить, что местная демократия сможет эффективнее бороться с последствиями экономического кризиса и имидж Чехии как члена ЕС улучшится. Новое соотношение политических сил станет ясно в мае будущего года, когда состоятся следующие парламентские выборы.

Несмотря на турбулентность во внутренней политике, большинству чехов все-таки не все равно, какое впечатление они производят на остальной мир и особенно на своих союзников. Они готовы к сотрудничеству и выполняют взятые на себя обязательства. Пример томуохрана чешскими ВВС воздушного проистранства Балтии с мая по август этого года. В ноябре посольства стран Балтии в Праге собираются устроить прием для военных, участвовавших в этом миссии.

Интересно было бы послушать, о чем рассуждают чешские летчики в офицерском кафе за кружкой пива? Может быть, о полетах над Балтийским морем, ведь это тот опыт, который чешские пилоты не могут получить на родине.

*Иллюстрация: центральные ворота пивного завода Plzeni

Мати Ваарманн, посол Эстонии в Праге

1 comment:

  1. Меня удивило скорее не то, что пивоваренный завод принадлежит южноафриканцам, а то, что один из крупнейших заводов принадлежит государству.

    ReplyDelete