Одной из важных армянских внешнеполитических инициатив последнего времени называют «футбольную дипломатию». В сентябре прошлого года президент Армении позвал своего турецкого коллегу вместе посмотреть проходивший в Ереване отборочный матч чемпионата мира по футболу между Арменией и Турцией. Следует отдать должное смелости президентов, ведь застой в двусторонних отношениях вызван еще трагическими событиями вековой давности и порожденным ими кризисом доверия.
Свой толчек для развития армянско-турецких отношений дала Августовская война. Российская агрессия против Грузии показала уязвимость и нестабильность этого региона. Армения как в политическом, так и в экономическом смысле оказалась между трех огней. С одной стороны, сложные отношения с Турцией, с другой – экономический спад из-за приостановки грузинского транзита, с третьей – давление России, добивающейся признания независимости оккупированных территорий. Да к тому же и неразрешенный конфликт в Нагорном Карабахе.
Футбольный матч Армения проиграла, но зато армянская дипломатия получила шанс развивать отношения с Турцией, в том числе говорить об открытии последней закрытой наземной границы в Европе. Известная английская поговорка гласит, что для танго нужны двое, то есть для развития отношений недостаточно усилий только одной стороны. Обе, и Армения, и Турция, должны быть готовы к сближению. С самого начала очень важную роль играла установка Армении, что этот процесс нельзя ограничивать никакими предварительными условиями.
Скрытый от глаз общественности процесс к 31 августа достиг стадии, когда стало возможно опубликовать парафированные протоколы о заключении дипломатических отношений и развитии двусторонних связей. Армянское общество относится к протоколам двояко. Часть людей верит, что протоколы отражают желание нормализовать отношения, исходят из сегодняшней реальности и являются полезными для Армении. На это указывает тот факт, что в протоколах не затронут вопрос границ. В них отсутствуют ссылки на Карский договор (определяющий границы государств Южного Кавказа) и Нагорный Карабах. Также в них не дается оценок историческим событиям. Прежде всего, не затрагивается тема геноцида, хотя точка зрения Армении в этом вопрос неизменна, несмотря на то, что стороны договорились о создании подкомиссии для рассмотрения «исторического измерения». Помимо прочего, протокол о развитии двусторонних отношений поддерживает сотрудничество Армении и Турции в международных организациях. Другая часть армян утверждает, что протоколы наносят ущерб интересам Армении, поскольку Турция получила все, чего желала. Несмотря на то, что армянское общественное мнение оказалось расколотым, общая реакция на протоколы была умеренной.
Десятого октября, после шести недель внутриполитического согласования (согласно запланированному расписанию), протоколы были подписаны в Цюрихском университете в Швейцарии. Свидетелями при этом выступили верховный представитель ЕС по внешней политике Хавьер Солана, министры ностранных дел США, России, Франции и председательствующей в ЕС Словении. То, что речь идет о чрезвычайно деликатном процессе, лишний раз доказала заминка, возникшая перед самым подписанием протоколов и заставившая на несколько часов отложить церемонию. В армянской делегации вызвало сомнения запланированное после подписания выступление турецкого представителя. В конце концов обе стороны отказались от выступлений.
За подписанием документов должна последовать их ратификация в национальных парламентах, что тоже обещает вылиться в напряженное действо. Например, в Армении, где правительство располагает большинством в Национальной Ассамблее, невозможно игнорировать мнение «коалиции», настроенной против протоколов. Кадры состоявшейся в Ереване массовой демонстрации прошли по многим каналам. Поэтому правительству Армении предстоит проделать большую разъяснительную работу. И наконец, впереди ждет еще претворение протоколов в жизнь. Оптимисты верят, что это станет возможным в конце нынешнего года. Если так, то что изменится для Армении тогда?
Во-первых, расширятся политические и экономические возможности Армении. Программа восточного партнерства Европейского союза поддерживает интеграцию страны с Западом, сотрудничество с Турцией возможно в рамках международных организаций. Ключевую роль во внешнеэкономических отношениях Армении играют Грузия и Иран. Последний был по сути единственным партнером Армении в трудные времена, снабжавшим ее важными товарами, например, газом. А Грузия до Августовской войны годами выступала в качестве бесперебойного транзитного коридора между Арменией и Турцией. Открытие наземной границы с Турцией приведет к тому, что для Армении откроется прямой коридор, а Грузия потеряет часть армянского транзита. Это может заставить Грузию открыть границу с Россией, чтобы компенсировать транзитные потери. Но более существенного экономического эффекта от открытия границ следует ждать в средней или далекой перспективе. Россия в армянской экономике выступает как держатель ключевого пакета важных объектов инфраструктувы, что оставляет ей возможность влиять на соседнее государство.
Во-вторых, роль диспоры и вопрос толкования истории, что в значительной мере замыкается на теме признания геноцида армян. С одной стороны, может окрепнуть голос противников протокола. В то же время, армянское правительство уверенно взяло в свои руки руководство процессом, что может означать переоценку роли диаспоры и необходимость в изменении ее самосознания или даже выработке новой идентичности. Ясно, что почва вопроса о признании геноцида становится более зыбкой, в том числе ослабеет давление на различные страны с целью добиться признания ими геноцида армян. Часть армянской общины воспринимает это как проигрыш, что может означать рост внутриполитического напряжения.
В-третьих, отношения с Азербайджаном, где яблоком раздора является прежде всего конфликт в Нагорном Карабахе. Может ли помочь этому процессу, и если да, то каким образом rapprochement армянско-турецких отношений, трудно сказать. Поможет ли рост доверия в армянско-турецких отношений улучшить отношения Армении и Азербайджана – покажет время.
В-четвертых, улучшение турецко-армянских отношений будет способствовать росту влияния Турции в регионе. Учитывая сложные отношения Ирана с внешним миром, особенно с США, роль Ирана скорее уменьшится. В то же время он останется важным партнером Армении, прежде всего, в вопросах энергетики. План строительства железной дороги в Иран даст армянско-иранским отношениям новый толчек, открыв для армянского транзита новые и более широкие, можно сказать, глобальные возможности.
Эти размышления затрагивают лишь некоторые аспекты современной армянской политики. Как мы и сами хорошо знаем, освободиться от советского наследия совсем непросто. Именно этим объясняются проблемы с демократией, правовым государством и реформами в Армении. И в Нагорном Карабахе. Армяне признают, что их отношения с азербайджанцами видали лучшие времена. В то же время, Южный Кавках и его окрестности – это узел сложных политических и экономических отношений. Сближение двух сторон не всегда является полезным для всех процессом, который даст толчек для улучшения отношений Армении со всеми ее соседями.
Но Армения идет по пути перемен. «Футбольная дипломатия», если повезет, откроет новые пути для Армении и в Армению. И это и есть ответ на вопрос: quo vadis, Армения?
Тоомас Лукк – посол Эстонии в Армении (резидирует в Тбилиси)
Уважаемые сотрудники МИД Эстонии, большое спасибо за это интересное начинание, вести блог на русском языке. Единственное, что хотелось бы попросить: проверять орфографию, опечатки, грамматику переводов, а также, возможно, прибегнуть к услугам профессиональных переводчиков, владеющих русским языком как родным. Такие "перлы", как: "в связи с тем, что мандат нынешней Европейской комиссии ИССЯКАЕТ" (вместо "истекает"); "Осень в Брюсселе только вступает в свои права, но уже ПРИШЛО ВРЕМЯ ДЛЯ ГВОЗДЯ ежегодной программы расширения Европейского союза" вызывают смех.
ReplyDeleteПроцесс изначально был обречен... Потому что Армения не осавляет бредовых претензий к своим соседям - Азербайджану, Грузии и Турции. Вот когда Армения откажется от этих претензий (территориальные, "геноцид" и т.п.), на деле выразит волю к установлению добрососедских отношений, освободит оккупированные территории Азербайджана, тогда решатся все (или многие) проблемы региона...
ReplyDelete